Оптимизация микса: решение проблемы запаса мощности и уровня громкости
Довольно часто на студиях звукозаписи к каждому треку добавляется фильтр высоких частот (он же низкочастотный фильтр), что позволяет добиваться более четкого и яркого звучания, делая исключение только для бас-барабана и иногда бас-гитары.
Обычно этот фильтр начинается примерно с 30/40 Гц и имеет наклон около 12 дБ/октаву, охватывая полосу «чрезвычайно низких частот». С некоторыми типами инструментов вы можете резать даже с 60/70 Гц, но в целом это выглядит так, как показано на рисунке ниже.
Тем не менее, недавно я видел несколько онлайн-дискуссий с людьми, заявляющими, что им не нравится это делать, и что они намеренно записывают и оставляют очень низкие частоты на всех треках (или что-то в этом роде). За этим быстро последовали ободряющие комментарии со стороны других, заявляющих, что «это хорошо» и «в музыке нет правил» и так далее.
Как бы ни ценилось мнение дилетантов, реальность такова, что нет: это нехорошо. Совсем не хорошо.
Не сокращать низкие частоты в большинстве дорожек — очень плохая идея, и если вы хотите знать, почему, вам просто нужно читать дальше. Теперь дисклеймер: я знаю, что большинство этих идей исходят из искреннего интереса к попыткам создать что-то новое и оригинальное и/или улучшить свою музыку. Намерение хорошее.
В нашем стремлении к оригинальности вполне естественно видеть, как все что-то делают, и думать: «А что, если я сделаю что-то другое?». Говорят, что правила созданы для того, чтобы их нарушать, и в музыке больше, чем в других областях, не так ли? Правила и есть правила.
Некоторые «правила» являются условностями, соглашениями, традициями и могут быть проигнорированы и нарушены во имя оригинальности и новаторства. Нужно ли ставить припев после куплета? Нет. Нужен ли мне припев? Нет. Нужно ли использовать одни и те же звуки на протяжении всей песни? Конечно, нет! Эти «правила», безусловно, могут быть нарушены, и на самом деле они, как правило, определяют определенный музыкальный период. Каждое новое поколение создателей музыки почти всегда стремится сломать их во имя инноваций. Другие правила — это просто вещи, которые работают, потому что они с большей вероятностью понравятся обычной аудитории, независимо от времени, или просто полезны для общества. Петь в такт и играть в такт редко выходит из моды (несмотря на The Shaggs); Игра случайных нот редко приносит успех (это, конечно, было опробовано, но рынок додекафонной музыки никогда не был таким огромным, и даже у них есть правила, это не просто случайные ноты). Уважительное отношение к светофорам позволяет выжить большему количеству людей, чем в противном случае. Эти «правила» можно нарушить, но результат обычно не такой заметный. Наконец, другие правила очень похожи на физику – мы называем что-то «законом», но не можем решить его нарушить. Возьмем, к примеру, гравитацию. Применение принципа «нет никаких правил» немного похоже на решение прыгнуть со скалы, размахивая руками и ожидая, что вы взлетите: это неизбежно заканчивается беспорядком, и часто это приводит к смерти. Идея «низкочастотного кроя» прочно относится к этой последней категории. Это не условность и не художественное решение – оно порождено физикой.
Основная причина очень проста: у большинства инструментов в нижнем диапазоне просто нет никакого музыкального содержания (во всяком случае человек его не слышит). Например, гитара или вокальная партия (оба «инструменты» среднего диапазона) в хороший день не будут звучать ниже, скажем, 50-70 Гц. В диапазоне 0–40 Гц нет ничего значимого.
Хуже того, все, что там происходит, совершенно случайно и часто зависит просто от того, где и когда вы записали свой дубль. Почему? Потому что звуки от 0 до 30-40 Гц – это в действительности вибрация.
Хотя мы можем это воспринимать, в большинстве случаев мы этого не слышим: это больше ощущается в груди как толчок (это воздух, который движется басовым усилителем мощностью 600 Вт на полную, и это много воздуха).
И что это такое, что вибрирует так низко?
Обычно это не имеет ничего общего с тем, что вы записываете: грохот грузовика, проезжающего по дороге неподалеку, метро, кто-то идет по улице, завод в паре миль отсюда и так далее. Как мы знаем, низкочастотные звуковые волны очень длинные и всенаправленные. Такие длинные волны могут распространяться издалека (мы говорим о милях/километрах). Более того, они могут (и будут) без особых проблем проникнуть в вашу комнату записи/микширования, если только у вас нет специально построенной комнаты в комнате, которая полностью отделена от внешней оболочки, а это сложно и очень дорого сделать. Таким образом, если вы не обрежете очень низкие частоты во время записи или микширования, вы просто добавите к своим трекам случайный грохот — из-за какого-то грузовика, который случайно проезжал мимо вашего дома.
Хуже того, этот шум будет довольно громким по сравнению с музыкальным сигналом (поскольку в этом диапазоне частот вообще нет музыкального сигнала).
Исключение составляют немногие инструменты, которые действительно имеют значимое музыкальное содержание в этой очень низкой полосе: бочка, бас-гитара и тому подобное.
Для них соотношение сигнал/шум между, скажем, реальным ударом кика и случайным топотом пешехода за пределами студии будет высоким.
Это означает, что внешний грохот, как правило, не будет иметь значения, почти так же, как фоновый шум не имеет значения в хорошо сделанной записи: он есть, но слишком тихий, чтобы на что-то влиять. барабан или тяжелая басовая партия: вы хотите, чтобы слушатель почувствовал внезапное давление в груди – при условии, конечно, что его система воспроизведения может это обеспечить. Потому что это имеет музыкальный смысл.
Помимо этой основной причины, есть множество других технических аспектов, которые имеют большое значение для ваших миксов. Помните, что отличный микс — это просто сумма множества хороших маленьких решений, тогда как плохой микс — это полная противоположность. Каждый элемент крошечный, но в сумме они дают большую разницу. Давайте посмотрим на некоторые из них.
Когда вы сводите, у вас есть ограниченное пространство для обработки сигнала, называемое запасом по мощности.
Даже при современной 24-битной записи и безумном динамическом диапазоне, которое она обеспечивает, это пространство все еще очень ограничено. Вам нужно это пространство, чтобы вы могли работать над каждым треком, не искажая сигнал, что на практике означает выход за пределы напряжения, которое может выдержать устройство. Каждый трек в миксе суммируется, постепенно потребляя все больше и больше энергии. это пространство при добавлении треков; ваш запас мощности уменьшается с каждым добавленным треком, пока — при условии, что у вас хорошая структура усиления — микс перед мастером не достигнет пика где-то -6dbFS или что-то в этом роде. Поскольку каждый звук можно рассматривать как сложную волну давления с течением времени, «сложение» означает суммирование волн – то есть интерференцию. Эти волны, как правило, не коррелированы – это означает, что в один и тот же промежуток времени различные части волн с разных треков будут иметь разную форму и «точки» в разных направлениях.
Вот почему, когда вы добавляете в микс гитару, средний уровень которой составляет -18 дБ полной шкалы на ее собственном канале, вы на самом деле не видите, что ваш измеритель Мастер шины увеличивается на 18 дБ полной шкалы. Тем не менее, низкие частоты обладают наибольшей, скажем так, «мощностью», то есть они съедают больше всего запаса мощности. Причина в том, что низкая частота означает большую длину волны и большую амплитуду, что, в свою очередь, означает перемещение огромного объема воздуха. Чтобы его переместить, вам нужна большая мощность. Именно по этой причине ваш гитарный усилитель имеет мощность, скажем, 100 Вт, в то время как усилитель для бас-гитары должен иметь мощность не менее 500 Вт, чтобы его можно было услышать на той же сцене. Басовый усилитель должен работать гораздо усерднее, потому что ему приходится перемещать гораздо больше воздуха, чем гитарному, который излучает средние частоты. Конечным результатом всего этого является то, что если вы оставите весь этот низкочастотный грохот для каждого трека, который музыкальное значение, вы будете использовать гораздо больше запаса, чем в противном случае — это означает, что вы не сможете использовать этот запас для вещей, имеющих музыкальное значение (например, это прекрасное усиление вашего гитарного соло).
Ты этого не слышишь
Хуже того, вы обычно даже не догадываетесь, что это происходит. Причина просто в том, что большинство мониторов ближнего поля (даже хороших) не могут сколько-нибудь осмысленно воспроизводить такие низкие частоты. В результате вы увидите потерю запаса на своих измерителях, но не услышите этого – и вам часто будет трудно понять, почему. Конечно, есть сабвуферы, но для использования сабвуфера вам нужна действительно хорошая комната (иначе басы полностью исказят звук в комнате, прежде чем вы услышите грохот). Более того, даже если у вас есть сабвуфер или даже «основные» студийные мониторы (эти огромные громкие штуки, встроенные в стену большой студии перед вами, за большой консолью со всеми красивыми огнями), вам нужно будет взорвать их, чтобы почувствовать гул.
Если вы что-нибудь знаете о сведении, вы знаете, что в основном мы хотим сводить на разговорном уровне громкости. Так что, даже имея такое оборудование и такое пространство, шансы, что вы заметите проблемы низких частот, невелики.
Это делает ваш трек тише (да, в LUFS)
Мы видели, что большинство ваших треков не будут иметь ничего значимого на самых низких частотах.
И мы видели, что если вы не срежете это, каждый раз, когда вы сводите трек, грохот ненужных низких будет суммироваться, съедая огромное количество запаса по мощности без всякой причины.
Интересным эффектом этого факта является то, что вы получите микс, который имеет очень высокие пики по всей гамме, но звучит очень тихо — потому что большая часть запаса мощности используется тем низкочастотным шумом, который вы не слышите.
По тем же причинам, если вы оставите низкие частоты на каждом треке, есть вероятность, что правильные системы воспроизведения не смогут воспроизводить ваш микс очень громко или, по крайней мере, так же громко, как конкуренты. Причина снова проста: предположим, что система воспроизведения может воспроизводить низкие басы. Если в вашей песне много низкочастотного контента, усилители потратят на это большую часть своей мощности, и вы заставите динамики работать очень усердно… не воспроизведя ничего полезного. Это означает, что когда придет очередь вашего трека для воспроизведения, при том же положении ручки громкости он будет звучать гораздо менее громко, чем другие. Опять же, это трудно обнаружить даже с помощью хорошей студийной установки, просто потому, что эта установка (и комната, в которой она установлена) обычно может неправильно воспроизвести этот низкий бас, маскируя проблему.
Это может заставить вашу аудиторию сказать «WTF».
И даже если эта система для стадиона или клуба чрезвычайно мощная (и, таким образом, может просто воспроизводить ваш микс с мощностью, скажем, 70%, тогда как хорошим системам требуется только 50%), в результате зрители внезапно услышат давление в груди на совершенно неправильный момент… потому что грохот, который вы оставили, является случайным и совершенно не коррелирует с играющей музыкой. Даже если они этого не осознают, у них возникает очень странное ощущение, что что-то не так.
А как насчет мастеринга, спросите вы?
Мастеринг-инженер, достойный этого звания, обязательно отрежет эту чушь, если она будет чрезмерной (конечно, при условии, что «мастеринг-инженер» — это не парень с аналоговым трекбоксом и ноутбуком — или просто ноутбуком). Но: при этом инженеру обязательно придется вырезать также бочку, бас или что-нибудь еще, что может быть там, потому что он не имеет доступа к трекам.
И вы все равно сделаете микс, в котором у вас будет гораздо меньше места для микширования, чем могло бы быть. Итак, как всегда, почему бы не исправить это во время записи или, что еще хуже, в миксе?
Но, но… если я сделаю хай-пасс, не испорчу ли я нижний диапазон?
Иногда в этом водовороте мифов и знаний, которым является Интернет, вы найдете людей, которые без сомнения заявляют, что, если вы отфильтруете низкие частоты у своих треков, вы «повредите нижний диапазон».
Что бы это ни значило. Среди них те, кто любит использовать громкие слова для показухи, также упомянут такие вещи, как «фазовый сдвиг», а иногда даже «линейный фазовый эквалайзер». Если вы проследили вышеизложенное, вы поймете, что эта идея , мягко говоря, не верная.
Причина по которой на большинстве треков нужно применять хай пасс фильтр заключается в том, что у большинства инструментов нет никакой нужной информации в низких частотах.
Оставьте бочку (и бас) в покое, и все будет в порядке.
Учитывая все вышесказанное, теперь должно быть ясно, что большинство треков должны быть пропущены через хайпасс, чтобы сохранить только соответствующее музыкальное содержание и избавиться от низкочастотного шума. Однако следует ли использовать фильтр высоких частот на этапе записи или при микшировании? Если вы проследили вышеизложенное, ответ снова прост: многие из тех же проблем с запасом мощности, которые вы обнаруживаете при микшировании, присутствуют и при записи.
Только вместо микшерной шины будет потрачен впустую запас по входному каскаду микрофона. Чтобы избежать этого, многие микрофоны оснащены встроенным переключаемым фильтром верхних частот: он устроен таким образом, что при включенном фильтре входной каскад не «слышит» грохот и пропускает музыкальную часть звука. Этот переключатель — ваш лучший друг, и почти всегда его использование — разумный поступок.
Обычное исключение — если вы записываете бочку или бас-кабинет — и микрофон может выдержать мощность без искажений (в противном случае вы используете неправильный микрофон). Однако, если вы не уверены, каким был сигнал записан или у вашего микрофона нет фильтра верхних частот, лучше всего сначала добавить его при компоновке треков для финального сведения.
Так что, нарушим правила?
Вот почему общие утверждения типа «трудно установить жесткие правила для чего-либо в музыке» совершенно неверны. Они просто показывают, что человек на самом деле не понимает, что происходит – по крайней мере, на том уровне, когда это влияет на принятие решений. Некоторые правила можно нарушать. Другие подобны гравитации — они просто присущи тому, как обстоят дела в физическом мире (а звук — это во многом физическая сущность). Так что в следующий раз обязательно напишите песню в три припева и два дропа, или с перевернутыми словами, или расставив диссонансные аккорды в нужном месте, да что угодно… и, возможно, у вас получится оригинальная музыка и даже хит.
Но ради всего святого, поставьте хайпасс на все треки, которые в этом нуждаются! Удачной записи!